Главная     О себе     Услуги     Стоимость услуг     Избранные проекты     Часто задаваемые вопросы     Новости     Контакты



        Процедура финансового оздоровления регулируется ст. 76 - 92 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ). В соответствии со ст. 2 ФЗ финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Согласно ст. 76 ФЗ в ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных ФЗ - к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

       В ст. 79 ФЗ урегулированы вопросы обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (далее - обеспечение исполнения обязательств). Исполнение может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими ФЗ. Однако не могут быть применены такие способы обеспечения обязательств как удержание, задаток или неустойка. В качестве предмета обеспечения исполнения обязательств не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Права и обязанности лица или лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств возникают с даты вынесения судом определения о введении финансового оздоровления. Соглашение об обеспечении обязательств должника заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов. Соглашение, а также сделки во исполнение соглашения, заключенные ранее введения арбитражным судом финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о его введении. Лицо или лица, предоставившие обеспечение исполнения обязательств, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения указанных обязательств.

       В соответствии со ст.80 ФЗ финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 ФЗ. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления суд утверждает административного управляющего, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 75 ФЗ. В определении должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности (далее – график). В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств определение должно содержать сведения о лицах, предоставивших его, размере и способах такого обеспечения. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

С даты вынесения определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

  • Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ порядка их предъявления; 
  • Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются; 
  • Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве; 
  • Осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением таких взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда; 
  • Удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается; 
  • Изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • Прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных п. 4 ст. 134 ФЗ требований кредиторов, либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • Неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

     На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком. Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком после удовлетворения всех остальных требований. Требования кредиторов рассматриваются судом в порядке, предусмотренном ст. 100 ФЗ. Требования, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком, если иное не предусмотрено ФЗ.

     В соответствии со ст. 82 ФЗ в ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными ФЗ. На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в порядке, предусмотренном ст. 69 ФЗ.

     В ФЗ устанавливается перечень сделок, которые должник не вправе совершать без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), административного управляющего.

    Правовой статус административного управляющего регулируется ст.83 ФЗ. Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения судом.

Административный управляющий обязан:

  • Вести реестр, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ;
  • Созывать собрания кредиторов в случаях, установленных ФЗ;
  • Рассматривать отчеты о ходе выполнения графика и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика и плана финансового оздоровления;
  • Предоставлять собранию кредиторов или комитету кредиторов на рассмотрение информацию о ходе выполнения графика в порядке и в объеме, которые установлены собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
  • Осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
  • Осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика;
  • Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;
  • В случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;
  • Исполнять иные предусмотренные ФЗ обязанности.

Административный управляющий имеет право:

  • Требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;
  • Принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;
  • Согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных ФЗ, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;
  • Обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных ФЗ;
  • Обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;
  • Предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ФЗ;
  • Осуществлять иные предусмотренные ФЗ полномочия.

Административный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от возложенных на него обязанностей:

  • По заявлению административного управляющего;
  • По направленному ходатайству СРО, членом которой он является, на основании решения коллегиального органа управления СРО;
  • В иных предусмотренных ФЗ случаях.

Административный управляющий может быть отстранен судом от исполнения возложенных на него обязанностей:

  • На основании решения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
  • В связи с удовлетворением судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение административным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение нарушило права или законные интересы этого лица, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки, причиненные должнику или его кредиторам;
  • В случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица административным управляющим, в том числе в случае возникновения таких обстоятельств после утверждения лица административным управляющим;
  • В иных предусмотренных ФЗ случаях.

      В соответствии со ст. 84 ФЗ план финансового оздоровления (далее – план) разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения обязательств.План, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком.

    График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, и с даты утверждения графика судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки. При наличии обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение. Графиком должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться в очередности, установленной ст.134 ФЗ.

      В ст. 87 ФЗ регулируются вопросы досрочного прекращения финансового оздоровления. Основаниями для досрочного прекращения являются:

  • Непредставление в суд в сроки, предусмотренные пунктом 3 ст. 79 ФЗ, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком;
  • Неоднократное или существенное (на срок более чем пятнадцать дней) нарушение в ходе сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком.

  В соответствии со ст. 88 ФЗ не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. Административный управляющий составляет заключение о выполнении графика, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана (при наличии такого плана), которое направляется кредиторам, требования которых включены в реестр, в суд. Если требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета или указанный отчет не представлен в срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений:

  • Об обращении с ходатайством в суд о введении внешнего управления;
  • Об обращении с ходатайством в суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов суд принимает один из судебных актов:

  • Определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • Определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

     Исполнение обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств регулируется ст. 78 ФЗ. В случае неисполнения должником графика в течение более чем пять дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения обязательств, с требованием об исполнении должником обязательств в соответствии с графиком. Денежные средства, полученные в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств, перечисляются на счет должника для расчетов с кредиторами. В случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств, требования таких лиц, погашаются должником после прекращения производства или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Лица, предоставившие обеспечение исполнения обязательств, исполнившие свои обязательства, вправе предъявить требования к должнику в общем порядке, предусмотренном ФЗ. В случае если в ходе финансового оздоровления указанными лицами удовлетворены требования кредиторов, при введении последующих процедур, их требования подлежат включению в реестр как требования конкурсных кредиторов. Неисполнение обязательств, вытекающих из предоставленного обеспечения, в срок, установленный пунктом 1 ст. 89 ФЗ, влечет за собой ответственность указанных лиц в соответствии с гражданским законодательством.

     В соответствии со ст. 92 ФЗ, регулирующей переход к внешнему управлению, арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:

  • Установления возможности восстановления платежеспособности должника в предусмотренные ФЗ сроки;
  • Подачи в суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению в случаях, предусмотренных ФЗ;
  • Подачи в суд ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если после проведения собрания возникли обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена в установленные ФЗ сроки;
  • В иных предусмотренных ФЗ случаях.

     Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.




Добавить в избранное Информация о процедурах банкротства Полезная информация ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Форма обратной связи
© Павел Осипов - Арбитражный управляющий, 2011. Все права защищены