Главная     О себе     Услуги     Стоимость услуг     Избранные проекты     Часто задаваемые вопросы     Новости     Контакты



     Процедура внешнего управления регулируется ст. 93 – 123 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ). В соответствии со ст. 2 ФЗ внешнее управление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Согласно ст. 93 ФЗ внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ. Процедура вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления наступают следующие последствия:

  • Прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
  • Прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  • Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  • Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ;
  • Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ порядка предъявления требований к должнику.

Также, в ФЗ устанавливается перечень решений, которые могут приниматься органами управления должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия.

В ст. 95ФЗ устанавливаются положения о моратории на удовлетворение требований кредиторов (далее - мораторий), который распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей. В течение срока действия моратория:

  • Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;
  • Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном на дату введения внешнего управления, начисляются проценты. Проценты на сумму требований, выраженных в валюте РФ, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения внешнего управления. Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными ФЗ. Проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Согласност. 96 ФЗ внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. До даты его утверждения суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего, административного управляющего или конкурсного управляющего должника.

Согласно ст. 97 ФЗ внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей:

  • По заявлению внешнего управляющего;
  • По направленному на основании решения коллегиального органа управления СРО ходатайству СРО, членом которой он является;

Внешний управляющий может быть отстранен судом от исполнения обязанностей:

  • На основании решения собрания кредиторов об обращении в суд с ходатайством в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;
  • В связи с удовлетворением судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
  • В случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим;

Правовой статус внешнего управляющий регулируется ст. 99 ФЗ. Внешний управляющий имеет право:

  • Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными ФЗ;
  • Заключать от имени должника мировое соглашение;
  • Заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 ФЗ;
  • Подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ФЗ, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов коллегиальных органов управления должника, членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;

Внешний управляющий обязан:

  • Принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
  • Разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
  • Вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  • Заявлять в возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
  • Принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
  • Вести реестр требований кредиторов;
  • Реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;
  • Информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
  • Представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

     Ст. 100 ФЗ регулируется порядок установление размера требований кредиторов, срок их предъявления, порядок предъявления возражений. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Требования направляются в суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов и включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения суда о включении указанных требований в реестр. Кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить внешнему управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований. Внешний управляющий обязан в течение пяти дней с даты получения требований уведомить представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия о получении требований и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с ними. Внешний управляющий в течение пяти дней с даты получения требований и возмещения расходов на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований обязан уведомить кредиторов, требования которых включены в реестр, о получении требований кредитора и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с требованиями. В течение пяти дней с даты направления уведомлений внешний управляющий представляет в суд доказательства уведомления кредиторов о получении таких требований.

     Возражения относительно требований могут быть предъявлены в суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр в течение тридцати дней с даты направления внешним управляющим кредиторам уведомлений о получении требований кредитора. При наличии возражений суд проверяет обоснованность соответствующих требований и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований и выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр. В определении суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, при наличии доказательств уведомления кредиторов о получении таких требований рассматриваются судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр. По результатам рассмотрения суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр. Требования кредиторов, рассматриваются судьей в течение тридцати дней с даты истечения срока предъявления возражений.

      В ст. 101 ФЗ урегулированы вопросы, связанные с распоряжением имуществом должника. Устанавливается, что крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), а также даются определения понятий крупная сделка, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность. Сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Указанные сделки могут заключаться без согласования, если возможность и условия их заключения предусмотрены планом внешнего управления. Ст. 102 ФЗ предусматривает возможность заявления внешним управляющим отказа от исполнения сделок должника.

     В соответствии со ст. 106 ФЗ не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления (далее - план), предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника и представить его собранию кредиторов для утверждения. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства. План должен: предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности ее восстановления в установленный срок. Также, план должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Внешний управляющий по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана.

      Согласно ст. 107 ФЗ рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. План рассматривается собранием, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты его утверждения. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания, и обеспечивает возможность ознакомления с планом не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения указанного собрания. Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

  • Об утверждении плана;
  • Об отклонении плана и обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • Об отклонении плана. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана, при этом срок созыва собрания не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения;
  • Об отклонении плана и освобождении внешнего управляющего с одновременным выбором кандидатуры внешнего управляющего или СРО, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и утверждением дополнительных требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Утвержденный собранием кредиторов план представляется в суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

В соответствии со ст. 109 ФЗ планом могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • Перепрофилирование производства;
  • Закрытие нерентабельных производств;
  • Взыскание дебиторской задолженности;
  • Продажа части имущества должника;
  • Уступка прав требования должника;
  •  Исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • Размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • Продажа предприятия должника;
  • Замещение активов должника;
  • Иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Данные меры подробно урегулированы ст. 110 – 116 ФЗ.

Согласно ст. 117 ФЗ внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет внешнего управляющего:

  • По результатам проведения внешнего управления;
  • При наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;
  • По требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;
  • В случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр.

В случае, если в ходе внешнего управления удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр, внешний управляющий не позднее чем через месяц с даты их удовлетворения уведомляет об этом лиц, требования которых были включены в реестр, и представляет на утверждение суда отчет внешнего управляющего.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

  • Баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о прибылях и об убытках должника;
  • Сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;
  • Расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
  • Сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр;
  • Иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр.

По результатам рассмотрения отчета собрание вправе принять одно из решений:

  • Об обращении в суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • Об обращении в суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
  • Об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • О заключении мирового соглашения.

Отчет подлежит обязательному рассмотрению судом, за исключением случая, если отчет внешнего управляющего рассматривался собранием кредиторов по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов, и собрание кредиторов по результатам рассмотрения такого отчета не приняло ни одного из предусмотренных в ФЗ решений. Отчет внешнего управляющего и жалобы на его действия при их наличии рассматриваются судом не позднее чем через месяц с даты его получения. Отчет подлежит утверждению судом в случае, если:

  • Все требования кредиторов, включенные в реестр, удовлетворены в соответствии с ФЗ;
  • Собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • Между кредиторами и должником заключено мировое соглашение;
  • Собранием кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.

Арбитражный суд отказывает в утверждении отчета в случае, если:

  • Требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены;
  • Отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника;
  • Имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится определение:

  • О прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований в соответствии с реестром или утверждения судом мирового соглашения;
  • О переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • О продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
  • Об отказе в утверждении отчета в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, установленные ФЗ и препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего.

    При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

      В ст. 120 ФЗ предусмотрены последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами. Вынесение судом указанного определенияявляется основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром. В определении устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения. После окончания расчетов суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный судом срок не произведены расчеты с кредиторами, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

      Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром начиная со дня вынесения судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди. После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр, внешний управляющий или реестродержатель исключает такое требование из реестра.

      Ст. 123 ФЗ урегулирован порядок прекращения полномочий внешнего управляющего. Так прекращение производства по делу о банкротстве или принятие судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. Если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. Если суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня с даты утверждения конкурсного управляющего.




Добавить в избранное Информация о процедурах банкротства Полезная информация ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Форма обратной связи
© Павел Осипов - Арбитражный управляющий, 2011. Все права защищены